Старая версия сайта

Инновационная сессия «Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение в Забайкальском крае: актуальные вопросы, тренды, вызовы»

С приветственным словом к участникам второго дняИнновационной сессии обратиласьпроректор ИРО Забайкальского края, к. филос. н., доцент И.А. Грешилова, которая отметила актуальность направления сессии, важность ранней профориентации обучающихся и роли в этом современной школы, а также подчеркнула значение социального партнерства школы с различными учебными заведениями и профессиональными сообществами для профессионального самоопределения молодых забайкальцев. Кроме того, Ирина Александровна отметила различные формы проведения интерактивных мероприятий, запланированных в рамках инновационной сессии.

Доклад Установочного пленума «М.В. Ломоносов и современность в контексте профориентационной ориентации обучающихся (в рамках мероприятий Российского общества «Знание»)», сделанный проректором «ИРО Забайкальского края», к. филос. н., доцентомИ.А. Грешиловой, размещён на сайте ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края».

Работу второго дня инновационной сессии открыло выступление ЗДУВР МБОУ «Ононская СОШ» О.В. Киселёвой с докладом «Подготовка обучающихся МБОУ «Ононская СОШ» к осознанному выбору профессиональной деятельности». Она отметила важность проблемы создания условий для успешного профессионального самоопределения выпускников как актуальной проблемы создания условий для их успешного самоопределения. Для решения этой задачи педагогический коллектив МБОУ «Ононская СОШ» реализует мероприятия по проведению диагностике личностных особенностей и составлению профессиональной «Карты интересов», проектов «Моё профессиональное будущее», «Профессиональное будущее моего ребенка», «Мои жизненные планы, перспективы и возможности» и др. Для повышения эффективности школьной программы профориентации Ононская СОШ сотрудничает с различными организациями и предприятиями, работники которых личным примером раскрывают особенности своей деятельности. Это такие организации, как МЧС России, Харанорская ГРЭС, ОАО РЖД, Почта России, Ветеринарная районная станция, сельская библиотека, Центр занятости и др.

Ольга Владимировна, отметив объективные сложности, с которыми сталкивается Ононская СОШ, раскрыла этапы реализации школьного проекта по профориентации обучающихся (пассивно-поискового, активно-поискового, профессионального самоопределения), подчеркнула значение дифференцированного и индивидуального подхода к личности ребенка, системности и преемственности школьной работы по профессиональной ориентации обучающихся для дальнейшего выбора ими профессии, а также важность связи профориентационной работы с социальной практикой для развития у молодёжи уважения к труду и приобретения опыта участия в социально значимых профессиях.

Продолжило работу инновационной сессии сообщение директора МОУ «Вершино-Шахтоминская СОШ» Н.М. Шайхутдиновой «Создание условий для профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательной организации». Наталья Михайловна тепло рассказала о своей школе, отметила проблемы и достижения в рамках реализации Государственной программы развития образования для школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. Участие в этой программе способствовало повышению профессиональной подготовки педагогов (все учителя школы прошли курсы повышения квалификации), что послужило повышению качества образования обучающихся (это демонстрирует улучшение результатов ВПР, ОГЭ, ЕГЭ).

На должном уровне в школе организована профориентационная работа, которую обеспечивает участие в федеральных проектах «Билет в будушее», «Урок цифры», в региональной профдиагностике, в социальном партнёрстве с различными районными организациями.

Педагогический коллектив пристально следит за успехами своих выпускников в области получения дальнейшего образования и трудоустройства. Особенной гордостью школы является то, что 90% педагогов – это ее выпускники.

Выступление ЗДУВР МОУ СОШ с. Зюльзя Е.М. Виговской «Подготовка обучающихся к осознанному выбору профессиональной деятельности» раскрыло профориентационное направление в работе школы. Связав выбор профессии с выбором судьбы, Елена Михайловна подчеркнула значение предоставления обучающимся максимального количества информации для успешного профессионального самоопределения. Акцентировав внимание на реализации в школе программы воспитательной направленности «Я делаю выбор», она раскрыла различные формы, в которых реализуется данная программа (урочная и внеурочная виды деятельности) и выделила социальных партнёров школы, планомерное сотрудничество с которыми способствует выбору профессии обучающимися школы: Нерчинское лесничество, Аграрный техникум, Зюльзинская участковая больница, ОМВД г. Нерчинск, МБДОУ с. Зюльзя, сельская библиотека и др. успешной дальнейшей социализации выпускников способствуют поэтапная организация профориентационной работы, участие в деятельности ученических производственных бригад (УПБ).

Проведенный в МОУ СОШ с. Зюльзя мониторинг профориентационной работы показал удовлетворённость выпускников школы выбранной специальностью, что свидетельствует о высоком уровне профессионализма педагогического коллектива в дальнейшей социализации обучающихся.

Доклад ЗДУВР МОУ «Копунская СОШ» Н.П. Дружининой был посвящён деятельности школы по созданию условий для профессиональной ориентации обучающихся в ОО. Как основную сложность работы школы, в том числе в области профессионального самоопределения школьников, Наталья Павловна отметила то, что в школе обучаются дети семи различных сёл Шелопугинского района, что затрудняет их постоянную коммуникацию. Несмотря на это, в 2018 г. школа приняла активное участие в ЗОФ с проектом «Развитие внеурочной деятельности обучающихся через организацию коллективных творческих дел и проектно-исследовательскую деятельность».

Профориентация обучающихся в МОУ «Копунская СОШ» разбита на несколько этапов. Например, для профессионального самоопределения младших школьников в рамках внеурочной работы реализуются проекты: «Это я», «Мой класс самый…», «Наши классные рецепты», «Памятные события класса», «Моя малая родина» и др. Для школьников среднего звена проводятся деловые игры, экскурсии на предприятия, классные часы; проходит защита проектов в рамках программы технология. В старших классах для оказания содействия самоопределению обучающихся проводятся опросы, консультации, беседы по выбору профиля обучения посредством определения профессиональных требований к избранной специальности; кроме того, для старшеклассников реализуется курс «Путь в профессию».

Значимыми партнерам в работе МОУ «Копунская СОШ» по профессиональной ориентации обучающихся являются Забайкальский государственный колледж, Сретенский педагогический колледж, Кокуйское профессиональное училище, Нерчинский аграрный техникум.

Работу Инновационной сессии продолжило выступление агитбригады студентов факультета физического воспитания ЗабГУ под руководством доцента кафедры педагогики ЗабГУ, канд. п. н. О.Е. Клименко. Ребята показали демо-версию своего выступления на тему «Профориентация в условиях школы». В программу были включены гимнастические упражнения, зажигательный рок-н-ролл, динамичный рэп на тему выбора профессии учителя физкультуры.

Анонсировав выступление студентов, О.Е. Клименко подчеркнула, что к выбору профессии современные школьники не всегда подходят осознанно, опираясь на мнение родителей и надеясь на их участие. Выбору современными школьниками учительского пути способствуют формирование у учащихся положительного отношения к труду; умение детей разбираться в содержании профессиональной деятельности и соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами личности, а также установление гибкой системы взаимодействия старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования с предприятиями города, региона.

Выступления учителя ИКТ МОУ «Сундутуйская СОШ» Б.Д. Жамбалова и замдиректора МОУ «Агинская СОШ» С.Б. Ринчиновой были посвящены реализации инженерно-технического направления в образовательной организации и проекта школьного технопарка и значению технического моделирования и конструирования как составляющей интегративной модели политехнического образования.

Докладчики раскрыли понятие политехнической компетентности, практическую значимость исследовательско-изобретательской деятельности, развития конструкторской и инженерной грамотности; привели пример текстовой программы, которую осваивают и успешно реализуют школьники.

Были презентованы достижения обучающихся в рамках деятельности профессионального лагеря «Техно-КИА», проекта «Фестиваль радиотехники», победа на конкурсе «Инноватика».

Булат Дашинимаевич подчеркнул уникальность функционирования технопарка, обеспечивающего возвращение детей к эмпирическому познанию мира, приучение к систематической обработке и анализу полученных данных. Кроме того, он сделал обзор и подробно охарактеризовал особенности современных 3D принтеров, а также современную сферу и перспективы применения 3D-моделирования.

Обратная связь в рамках «Открытого микрофона» в заключение Инновационной сессии выявила удовлетворенность участников ее работой. Присутствующие поблагодарили организаторов и выразили надежду на дальнейшее сотрудничество.

Аналитики:

Л.Н. Фефелова, методист кафедры гуманитарного образования
Е.В. Дробная, и.о. ст. преподавателя кафедры гуманитарного образования,
канд. культурологии

pic-1

 

 

 

pic-2

 

pic-3

pic4

Презентации

Подготовка обучающихся   к осознанному выбору профессиональной деятельности: МБОУ СОШ с.Зюльзя Нерчинского района